Kак осуществляется пуск двигателя постоянного тока?
При включении двигателя возникает большой пусковой ток, превышающий номинальный в 10 — 20 раз. Для ограничения пускового тока двигателей мощностью более 0,5 кВт последовательно с цепью якоря включают пусковой реостат (рис. 7).
Рис. 7. Схема включения электрических двигателей постоянного тока: а - с помощью пускового реостата; б - схема электродвигателя со смешанным возбуждением; в - схема универсального коллекторного электродвигателя. Л - зажим, соединенный с сетью; Я - зажим, соединенный с якорем; М -зажим, соединенный с цепью возбуждения; 0 - холостой контакт; 1 - дуга; 2 - рычаг; 3 - рабочий контакт.
Величину сопротивления пускового реостата можно определить по выражению
Rn =U/(1,8 - 2,5)Iном-Rя
где U — напряжение сети, В;
Iном — номинальный ток двигателя. А;
Rя — сопротивление обмотки якоря, Ом.
Перед включением двигателя необходимо убедиться в том, что рычаг 2 пускового реостата (рис.7) находится на холостом контакте 0. Затем включают рубильник и рычаг реостата переводят на первый промежуточный контакт. При этом двигатель возбуждается, а в цепи якоря появляется пусковой ток, величина которого ограничена всеми четырьмя секциями сопротивления Rn. По мере увеличения частоты вращения якоря пусковой ток уменьшается и рычаг реостата переводят на второй, третий контакт и т.д., пока он не окажется на рабочем контакте.
Пусковые реостаты рассчитаны на кратковременный режим работы, а поэтому рычаг реостата нельзя длительно задерживать на промежуточных контактах: в этом случае сопротивления реостата перегреваются и могут перегореть.
. Прежде чем отключить двигатель от сети, необходимо рукоятку реостата перевести в крайнее левое положение. При этом двигатель отключается от сети, но цепь обмотки возбуждения остается замкнутой на сопротивление реостата. В противном случае могут появиться большие перенапряжения в обмотке возбуждения в момент размыкания цепи.
При пуске в ход двигателей постоянного тока регулировочный реостат в цепи обмотки возбуждения следует полностью вывести для увеличения потока возбуждения.
Для пуска двигателей с последовательным возбуждением применяют двухзажимные пусковые реостаты, отличающиеся от трехзажимных отсутствием медной дуги и наличием только двух зажимов — Л и Я.
Kак производится маркировка выводных концов машин постоянного тока?
В качестве примера рассмотрим маркировку выводных концов машины постоянного тока со смешанным возбуждением (рис. 7).
Для определения выводных
концов отдельных обмоток (последовательной C1, C2; параллельной ЦП, Ш2 и якорной
Я1, Я2 с дополнительными полюсами Д1, Д2) необходимо иметь контрольную лампу
или вольтметр и источник переменного тока. Та из трех обмоток, при касании которой
лампа горит тускло, будет параллельной (шунтовой) обмоткой. Лампа не будет гореть
при касании ее одним концом к коллектору машины, а другим — к выводам последовательной
обмотки и будет гореть при касании к выводам обмотки дополнительных полюсов,
соединенной с якорем.