Об утверждении пределов допустимых концентраций
и условий сброса вредных веществ в исключительной
экономической зоне Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 03.10.2000 N 748.
В целях реализации Федерального закона "Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации" Правительство Российской
Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые пределы допустимых концентраций вредных
веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской
Федерации разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов,
других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов,
установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ в
исключительной экономической зоне Российской Федерации в процессе
нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных
аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 2000 г. N 748
Пределы допустимых концентраций
вредных веществ, сброс которых в исключительной
экономической зоне Российской Федерации разрешен только
в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих
средств, летательных аппаратов, искусственных
островов, установок и сооружений
+------------------------+---------------------------------------+
| Категория веществ |Пределы допустимых концентраций веществ|
| по МАРПОЛ 73/78 <*> | -1 |
| | в сбросе, млн |
| +--------------------+------------------+
| | за пределами |в пределах особых |
| |особых районов <**> | районов |
+------------------------+--------------------+------------------+
|Категория "В" | 1 | 1 |
|Категория "С" | 10 | 1 |
|Категория "D" | 1 часть вещества в 10 частях воды |
|Нефть и нефтепродукты | 15 | 15 |
+------------------------+--------------------+------------------+
<*> МАРПОЛ 73/78 - Международная конвенция по предотвращению
загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978
года).
<**> Особые районы - районы, определенные МАРПОЛ 73/78.
---------------------------
Примечания.
1. Пределы допустимых концентраций вредных веществ в сбросе с
летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, планеров, аэростатов,
дирижаблей, воздушных шаров) не установлены, так как сброс вредных
веществ в процессе нормальной эксплуатации летательных аппаратов не
предусмотрен.
2. Категории вредных веществ, сброс которых в исключительной
экономической зоне Российской Федерации разрешен, определяются в
соответствии с положениями МАРПОЛ 73/78.
3. Для кораблей и судов Военно - Морского Флота предел допустимых
концентраций нефти и нефтепродуктов в сбросе за пределами особых районов
-1
составляет 100 млн .
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 2000 г. N 748
Условия
сброса вредных веществ в исключительной
экономической зоне Российской Федерации в процессе
нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств,
летательных аппаратов, искусственных островов,
установок и сооружений
1. Настоящие условия устанавливаются для всех российских и
иностранных судов, других плавучих средств любого типа, летательных
аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.
2. Сброс вредных веществ в процессе нормальной эксплуатации судов и
других плавучих средств в исключительной экономической зоне Российской
Федерации запрещен, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 -
5 настоящих условий.
3. Для вредных веществ категорий "B" и "С", определенных
Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года
(с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года), сброс разрешен, когда
соблюдаются сразу все следующие условия:
а) самоходное судно следует со скоростью не менее 7 узлов либо
несамоходное судно буксируется со скоростью не менее 4 узлов;
б) сброс вредного вещества производится в смеси с водой;
в) в сбрасываемой смеси вредного вещества с водой присутствует
только одно вредное вещество соответственно категории "B" или "С";
г) максимальная концентрация вредного вещества в кильватерной струе
не превышает предела допустимой концентрации, установленного
соответственно для веществ категории "В" или "С";
д) максимальное количество вредного вещества, сброшенного в
исключительной экономической зоне Российской Федерации с судна или
другого плавучего средства из каждой емкости и связанной с ней системы
трубопроводов, не превышает:
1 м3 или 1/3000 емкости, где находилось это вещество, в зависимости
от того, что больше - для вредных веществ категории "В", а также для
вредных веществ категории "С" при сбросе в особых районах;
3 м3 или 1/1000 емкости, где находилось это вещество, в зависимости
от того, что больше - для вредных веществ категории "С";
е) сброс производится ниже ватерлинии с учетом расположения
отверстий для приема забортной воды;
ж) сброс производится на глубине свыше 25 метров.
4. Для веществ категории "D", определенных Международной конвенцией
по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями,
внесенными Протоколом 1978 года), сброс разрешен, когда соблюдаются
сразу все следующие условия:
а) самоходное судно следует со скоростью не менее 7 узлов либо
несамоходное судно буксируется со скоростью не менее 4 узлов;
б) сброс вредного вещества производится в смеси с водой;
в) в сбрасываемой смеси вредного вещества с водой присутствует
только одно вредное вещество категории "D";
г) максимальная концентрация вредного вещества (частей вещества в
частях воды) в сбросе не превышает предела допустимой концентрации,
установленного для вредных веществ категории "D";
д) сброс производится на расстоянии свыше 12 морских миль от
исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря
Российской Федерации.
5. Для нефти и нефтепродуктов сброс разрешен, когда соблюдаются
сразу все следующие условия:
при сбросе с нефтяного танкера
а) танкер находится вне пределов особого района;
б) танкер находится на расстоянии более 50 морских миль от
ближайшего берега;
в) танкер на ходу по пути следования;
г) интенсивность сброса нефти не превышает 30 литров на морскую
милю;
д) общее количество сброшенной в море нефти с существующих танкеров
<*> не превышает 1/15000 общего количества данного вида груза, частью
которого является остаток, а с новых танкеров <*> - 1/30000 общего
количества данного вида груза, частью которого является остаток;
---------------------------
<*> Понятия "существующий танкер" и "новый танкер" употребляются в
значении, определенном Международной конвенцией по предотвращению
загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978
года).
---------------------------
е) на танкере работают система автоматического замера, регистрации и
управления сбросом нефти и отстойный танк;
при сбросе с судна, не являющегося нефтяным танкером,
а также из льял машинных помещений нефтяного танкера
ж) источником льяльных вод не являются льяла отделения грузовых
насосов;
з) льяльные воды не смешаны с остатками нефтяного груза;
и) судно на ходу по пути следования; -1
к) содержание нефти в стоке без разбавления не превышает 15 млн ;
л) на судне работает оборудование для фильтрации нефти, одобренное
органом технического надзора и классификации судов, который
сертифицирован соответствующей международной организацией на
соответствие стандартам Международной организации по стандартизации;
м) система фильтрации оборудована устройством, обеспечивающим
автоматическое прекращение сброса, когда содержание нефти в стоке
-1
превышает 15 млн .
6. Условия сброса вредных веществ, образующихся в процессе
нормальной эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений
(включая буровые суда и платформы), в исключительной экономической зоне
Российской Федерации устанавливаются с учетом рыбохозяйственного
значения акватории, обеспечения экологического равновесия, а также
природно - климатических особенностей, наиболее эффективных технологий,
нормативов предельно допустимых вредных воздействий и предельно
допустимых концентраций вредных веществ в морских водах и в соответствии
с требованиями природоохранительного законодательства Российской
Федерации, международных конвенций и соглашений, участником которых
является Российская Федерация.
7. Сброс вредных веществ в процессе нормальной эксплуатации
летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, планеров, аэростатов,
дирижаблей, воздушных шаров) не предусмотрен.
8. Настоящие условия не применяются в случае форс - мажорных
обстоятельств, когда создается опасность для человеческой жизни или
реальная угроза судам, другим плавучим средствам, летательным аппаратам,
искусственным островам, установкам и сооружениям, при этом сброс
представляется единственным способом предотвращения угрозы или
существует уверенность в том, что ущерб, причиненный сбросом, будет
меньше ущерба, который был бы нанесен, если бы сброс не производился.
Сброс должен осуществляться таким образом, чтобы свести к минимуму
возможный ущерб жизни людей или морской флоре и фауне.
Информация о таком сбросе должна немедленно передаваться в
специальные морские инспекции Министерства природных ресурсов Российской
Федерации и диспетчерские службы соответствующих федеральных органов
исполнительной власти.