РЕЗОЛЮЦИЯ А.741 (18)
принятая 4 ноября 1993 года

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО УПРАВЛЕНИЮ

БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ СУДОВ И

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

(МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО УПРАВЛЕНИЮ

БЕЗОПАСНОСТЬЮ (МКУБ))

АССАМБЛЕЯ,

ССЫЛАЯСЬ на статью 15(j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, предупреждения и контроля за загрязнением моря с судов,

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию А.680(17), в которой она рекомендует правительствам - членам способствовать тому, чтобы те, кто ответственен за управление и эксплуатацию судов предприняли соответствующие шаги по разработке, внедрению и оценке управления безопасностью и предупреждением загрязнения в соответствии с Руководством ИМО по управлению безопасной эксплуатацией судов и предупреждением загрязнения,

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию A.595(15), в которой она просила Комитет по безопасности на море срочно разработать руководства, где это будет признано необходимым, относительно управления на судне и на берегу, и свое решение о включении в программы работы Комитета по безопасности на море и Комитета по защите морской среды вопроса об управлении на судне и на берегу безопасной эксплуатацией судов и предупреждением загрязнения моря, соответственно,

ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на резолюцию А.441 (XI), в которой она рекомендует каждому государству предпринять необходимые шаги по обеспечению того, чтобы владелец судна, которое несет флаг этого государства, предоставлял этому государству необходимую текущую информацию, позволяющую государству определить и связаться с лицом, нанятым по контракту или иным образом уполномоченным владельцем выполнять его ответственность в отношении этого судна, что касается вопросов безопасности на море и защиты морской среды,

ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на резолюцию А.443(Х1), в которой она рекомендовала правительствам предпринять необходимые шаги для защиты капитана в надлежащем исполнении им своих обязанностей в отношении безопасности на море и защиты морской среды,

ПРИЗНАВАЯ необходимость в соответствующей организации управления, чтобы она отвечала нуждам тех, кто находится на судах, для достижения и поддержания высоких стандартов безопасности и защиты окружающей среды,

ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ, что самыми важными средствами предупреждения аварий на море и загрязнения моря с судов являются проектирование, постройка, оборудование и уход за судами и их эксплуатация надлежащим образом подготовленными экипажами в соответствии с международными конвенциями и стандартами, относящимися к безопасности на море и предупреждению загрязнения,

ОТМЕЧАЯ, что Комитет по безопасности на море разрабатывает требования для принятия Договаривающимися правительствами Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС), которые сделают выполнение Кодекса, упомянутого в пункте 1 постановляющей части этой резолюции, обязательным,

СЧИТАЯ, что раннее задействование этого Кодекса будет значительно способствовать улучшению безопасности на море и Защите морской среды,

ОТМЕЧАЯ ДАЛЕЕ, что Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды, при разработке Кодекса, пересмотрели резолюцию А.680(17) и Руководство, приложенное к ней,

РАССМОТРЕВ рекомендации, выработанные Комитетом по безопасности на море на его 62 сессии и Комитетом по защите морской среды на его 34 сессии,

1. ПРИНИМАЕТ Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)), изложенный в Приложении к настоящей резолюции;

2. НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ правительства задействовать МКУБ на национальной основе, отдавая приоритет пассажирским судам, танкерам, газовозам, навалочникам и подвижным морским установкам, которые несут их флаг, как можно скорее, но не позднее 1 июня 1998 г., в ожидании разработки его обязательного применения;

3. ПРОСИТ ПРАВИТЕЛЬСТВА информировать Комитет по безопасности на морю и Комитет по защите морской среды о действиях, которые они предприняли по задействованию МКУБ;

4. ПРОСИТ Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской окружающей среды разработать руководство по задействованию МКУБ;

5. ПРОСИТ ТАКЖЕ Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды пересматривать данный Кодекс и связанное с ним руководство и, при необходимости, вносить в них поправки;

6. ОТМЕНЯЕТ резолюцию А.680( 17).

ПРИЛОЖЕНИЕ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ СУДОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ (МКУБ))

ТРЕБОВАНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ
Преамбула
1 Общие положения ,

1.1 Определения

1.2 Цели

1.3 Применение

1.4 Функциональные требования к системе управления безопасностью (СУБ)

2 Политика в области безопасности и защиты окружающей среды

3 Ответственность и полномочия компании

4 Назначенное лицо (лица)

5 Ответственность и полномочия капитана

6 Ресурсы и персонал

7 Разработка планов проведения операций на судах

8 Готовность к аварийной ситуации
9 Доклады о несоблюдении требований, авариях и опасных происшествиях и их анализ

10 Техническое обслуживание и ремонт судна и оборудования

11 Документация

12 Проверка, обзор и оценка, осуществляемые компанией
13 Освидетельствование, проверка и контроль

ПРЕАМБУЛА

1 Цель данного Кодекса состоит в обеспечении международного стандарта по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

2 Ассамблея приняла резолюцию А.443(Х1), которой она предложила всем правительствам принять необходимые меры для защиты капитана судна в надлежащем выполнении им своих обязанностей в отношении безопасности на море и защиты морской среды.

3 Ассамблея также приняла резолюцию А.680(17), которой она, далее, признала необходимость соответствующей организации управления, которая позволяет отвечать потребности лиц, находящихся на судах, в достижении и поддержании высоких стандартов безопасности и защиты окружающей среды.

4 Признавая, что нет двух одинаковых судоходных компаний или судовладельцев и что суда эксплуатируются в самых различных условиях, Кодекс основывается на общих принципах и целях.

5 Кодекс изложен в общих понятиях, с тем чтобы он смог получить широкое применение. Несомненно, различные уровни управления на берегу или на судне потребуют различных уровней знания изложенных вопросов.

6 Краеугольным камнем хорошего управления безопасностью является приверженность обязанностям членами Компании сверху донизу. В вопросах безопасности и предотвращения загрязнения именно приверженность делу, компетентность и мотивация лиц на всех уровнях определяют конечный результат.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Определения

1.1.1 "Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)" означает Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, принятый Ассамблеей с возможными поправками Организации.

1.1.2 "Компания" означает владельца судна или любую другую организацию или лицо, такое как управляющий или фрахтователь по бербоут - чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от судовладельца и которые при этом согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возложенные Кодексом.

1.1.3 "Администрация" означает правительство государства, под флагом которого судно имеет право плавания.

1.2 Цели

      1. Цели Кодекса состоят в обеспечении безопасности на море, предотвращении несчастных случаев или гибели людей и избежании вреда окружающей среде, в частности, морской среде и имуществу.

      2. Цели Компании по управлению безопасностью должны, среди прочего:

. 1 обеспечивать безопасную практику при эксплуатации судов и безопасную для человека окружающую среду;
. 2 организовать защиту от всех выявленных рисков; и

. 3 постоянно улучшать навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, связанным как с безопасностью, так и защитой окружающей среды.

1.2.3 Система управления безопасностью должна обеспечивать:

. 1 выполнение обязательных норм и правил; и

. 2 чтобы применимые кодексы, руководства и стандарты, рекомендованные Организацией, Администрациями,

классификационными обществами и организациями морской индустрии принимались во внимание.

1.3 Применение

Требования данного Кодекса могут применяться ко всем судам.

1.4 Функциональные требования к системе управления безопасностью (СУБ)

Каждая Компания должна разработать, задействовать и поддерживать систему управления безопасностью (СУБ), которая включает следующие функциональные требования:

. 1 политику в области безопасности и защиты окружающей среды;

. 2 инструкции и процедуры для обеспечения безопасной эксплуатации судов и защиты окружающей среды,

согласно соответствующему международному праву и законодательству государства флага судна;

. 3 установленный объем полномочий и линии связи между персоналом на берегу и на судне и внутри их;

. 4 процедуры передачи сообщений об авариях и случаях несоблюдения положений данного Кодекса;

. 5 процедуры подготовки к аварийным ситуациям и действий в аварийных ситуациях; и

. 6 процедуры проведения внутренних аудиторских проверок и процедуры пересмотра управления.

2 ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2.1 Компания должна сформировать политику в области безопасности и защиты окружающей среды, которая описывает достижение целей, указанных в пункте 1.2.

2.2 Компания должна обеспечить задействование и выполнение этой политики персоналом как в море, так и на берегу на всех уровнях организации.

3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ КОМПАНИИ

3.1 Если ответственным за эксплуатацию судна является юридическое лицо, иное чем судовладелец, судовладелец должен сообщить Администрации полное имя и подробные данные об этом юридическом лице.

3.2 Компания должна определить ответственность, полномочия и взаимоотношения всего персонала, осуществляющего управление, выполнение и проверку работы, касающейся безопасности и предотвращения загрязнения и оказывающие на них влияние. Эти ответственность, полномочия и взаимоотношения должны быть оформлены документально.
3.3 Компания является ответственной за обеспечение назначенного лица (лиц) ресурсами и поддержкой с берега, необходимыми для выполнения им (ими) своих обязанностей.

4 НАЗНАЧЕННОЕ ЛИЦО (ЛИЦА)

В целях обеспечения безопасной эксплуатации каждого судна и осуществления связи между Компанией и находящимися на судах лицами, каждая Компания, соответственно, должна назначить лицо или лиц на берегу, имеющее (имеющих) прямой доступ к руководству на самом высоком уровне управления. Ответственность и полномочия назначенного лица или лиц включают контроль за соблюдением норм безопасности и предотвращения загрязнения, связанных с эксплуатацией каждого судна, а также обеспечение предоставления достаточных ресурсов и оказания соответствующей помощи на берегу по мере необходимости. .

5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ КАПИТАНА

5.1 Компания должна четко определить и оформить в виде документов ответственность капитана в отношении:

. 1 реализации политики Компании по обеспечению безопасности и защите окружающей среды;

. 2 побуждения экипажа к соблюдению этой политики;

. 3 издания соответствующих приказов и инструкций в ясной и простой форме;

. 4 проверки выполнения предъявленных требований; и

. 5 пересмотра СУБ и передачи сообщений о недостатках СУ Б береговым службам управления.

5.2 Компания должна обеспечить, чтобы СУБ, использованная на судне, содержала четкое подтверждение полномочий капитана. Компания должна установить в СУБ, что капитан имеет верховную власть и ответственность в отношении решений по безопасности и предупреждению загрязнения и в отношении просьбы о помощи от Компании, если это необходимо.

6 РЕСУРСЫ И ПЕРСОНАЛ

6.1 Компания должна обеспечить, чтобы капитан:

. 1 имел надлежащую квалификацию;

. 2 был полностью осведомлен о СУБ Компании; и

. 3 получал всю необходимую поддержку для безопасного выполнения своих обязанностей.

6.2 Компания должна обеспечить, чтобы каждое судно было укомплектовано соответствующим образом квалифицированными, дипломированными и годными в медицинском отношении моряками, согласно соответствующим международным и национальным требованиям.

6.3 Компания должна установить процедуры, обеспечивающие должное ознакомление нового персонала и лиц, переведенных на новые должности, связанные с безопасностью и защитой окружающей среды, с возложенными на них обязанностями. Должны быть определены, оформлены в виде документов и предоставлены экипажу до выхода в рейс важнейшие инструкции, которые необходимо соблюдать.

6.4 Компания должна обеспечить, чтобы весь персонал, вовлеченный в СУБ Компании, понимал надлежащим образом соответствующие нормы, правила, кодексы и руководства..

6.5 Компания должна установить и поддерживать процедуры для определения подготовки, необходимой для СУБ и обеспечить такую подготовку для всего персонала, имеющего отношение к СУБ.

6.6 Компания должна установить процедуры, обеспечивающие получение судовым персоналом соответствующей информации по СУБ на рабочем языке или языках, которые он понимает.

6.7 Компания должна обеспечить, чтобы судовой персонал был способен эффективно общаться при выполнении им своих обязанностей, относящихся к СУБ.

7 РАЗРАБОТКА ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ НА СУДАХ

Компания должна установить процедуры подготовки планов и инструкций относительно проведения ключевых операций на судне, касающихся безопасности судна и предотвращения загрязнения. Различные связанные с этим задачи должны быть определены и поручены квалифицированному персоналу.

8 ГОТОВНОСТЬ К АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

8.1 Компания должна установить процедуры по выявлению, описанию и действиям в потенциально аварийных ситуациях на судне.

8.2 Компания должна установить программы учений экипажа и учебных отработок действий в условиях аварийной ситуации.

8.3 СУБ должна охватывать мероприятия, обеспечивающие способность Компании в любое время реагировать на опасности, несчастные случаи и аварийные ситуации, связанные с ее судами.

9 ДОКЛАДЫ О НЕСОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ, АВАРИЯХ И ОПАСНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ И ИХ АНАЛИЗ

9.1 СУБ должна включать процедуры, обеспечивающие передачу сообщений Компании о случаях несоблюдения требований, несчастных случаях и опасных ситуациях, их расследование и анализ с целью совершенствования безопасности и предупреждения загрязнения.

9.2 Компания должна установить процедуры действий по устранению выявленных недостатков.

10 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ СУДНА И ОБОРУДОВАНИЯ

10.1 Компания должна установить процедуры обеспечения технического обслуживания и ремонта судна в соответствии с положениями соответствующих норм и правил и любыми дополнительными требованиями, которые могут быть установлены Компанией.

10.2 При выполнении этих требований Компания должна обеспечить:

.1 проведение инспекций через соответствующие промежутки времени;

.2 передачу сообщений о любых случаях несоблюдения требований с указанием возможной причины, если она

известна;

.3 принятие соответствующего корректирующего действия; и

.4 ведение регистрации этой деятельности.

10.3 Компания должна установить процедуры в СУБ для определения оборудования и технических систем, внезапный отказ, которых может создавать опасные ситуации. СУБ должна предусматривать специальные меры, направленные на обеспечение надежности такого оборудования или систем. Эти меры должны включать регулярные проверки резервного оборудования, устройств или технических систем, которые не используются постоянно.

10.4 Инспекции, упомянутые в пункте 10.2, а также и меры, упомянутые в пункте 10.3, должны включаться в текущее техническое обслуживание и ремонт судна в период эксплуатации.

11 ДОКУМЕНТАЦИЯ

11.1 Компания должна установить и обеспечить проведение процедур контроля всех документов и данных, касающихся СУБ.

11.2 Компания должна обеспечить, чтобы:

. 1 действительные документы были доступны во всех соответствующих местах;

. 2 изменения, вносимые в документы, были проверены и одобрены ответственным персоналом; и

. 3 своевременно изымались устаревшие документы.

11.3 Документация, в которой дается описание и задействование СУБ именуется "Наставлением по управлению безопасностью". Документация должна содержаться в том виде, который Компания считает наиболее эффективным. Каждое судно должно иметь на борту всю документацию, относящуюся к этому судну.

12 ПРОВЕРКА, ОБЗОР И ОЦЕНКА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ КОМПАНИЕЙ

12.1 Компания должна проводить внутренние аудиторские ревизии безопасности в целях проверки соответствия деятельности по безопасности и предупреждению загрязнения требованиям СУБ.

12.2 Компания должна периодически оценивать эффективность и, при необходимости, пересматривать СУБ в соответствии с процедурами, установленными Компанией.

12.3 Аудиторские проверки и возможные корректирующие действия должны проводиться в соответствии с процедурами, оформленными документально.

12.4 Персонал, осуществляющий аудиторские проверки, должен быть независим от проверяемых видов деятельности, кроме тех случаев, когда это практически неосуществимо вследствие размеров и характера Компании.

12.5 Результаты аудиторских проверок и пересмотра СУБ должны доводиться до сведения всего персонала, ответственного за проверенный вид деятельности.

12.6 Управленческий персонал, ответственный за проверенный вид деятельности, должен своевременно предпринять корректирующие действия для устранения обнаруженных недостатков.

13 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ, ПРОВЕРКА И КОНТРОЛЬ

13.1 Судно должно эксплуатироваться Компанией, получившей Документ о соответствии, относящийся к такому судну.

13.2 Документ о соответствии выдается каждой Компании, отвечающей требованиям МКУБ, Администрацией; организацией, признанной

Администрацией; или правительством страны, в которой Компания ведет свои дела, по поручению Администрации. Данный документ является доказательством того, что Компания способна выполнять требования Кодекса.

13.3 Копия такого документа должна находиться на судне для того, чтобы капитан, по требованию, мог предъявить его для проверки Администрацией или организацией, признанной ею.

13.4 Свидетельство, именуемое Свидетельством об управлении безопасностью, должно выдаваться судну Администрацией или организацией, признанной Администрацией. Администрация, выдавая Свидетельство, должна убедиться, что Компания и ее управление на судне действуют в соответствии с одобренной СУБ.

13.5 Администрация или организация, признанная Администрацией должны периодически проверять надлежащую работу судовой СУБ в соответствии с одобренной системой.

Hosted by uCoz